Логотип
Версия для слабовидящих
Подписаться на новостную рассылку
Подписаться
Рассылка для директоров и предпринимателей
Раз в неделю рассылаем экспертные статьи об управлении деньгами, людьми и собой.
Подпишись, чтобы быть в курсе:

Опрос

Что важно знать при подготовке к школе? Советы психолога

К Юлии Спиридоновой, клиническому психологу Центра патологии речи и нейрореабилитации, родители первоклашек приходят на консультацию с вопросами, которые их беспокоят как накануне поступления в школу, так и в адаптационный период, продолжающийся всю первую четверть, а в некоторых случаях и полгода - год. Чаще всего это нежелание ребенка учиться, несформированные навыки по предметам (в основном – по чтению и письму, реже – по математике). Нередки случаи гиперактивности детей, которым сложно адаптироваться в школе. Сталкиваются взрослые и с протестным поведением своих первоклашек, которые не привыкли трудиться, а школа требует занятий в определенной системе. О том, как помочь ребенку преодолеть трудности первого года обучения в школе, Юлия Прокопьевна делится в рубрике «Растем здорово!». 

УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ НЕ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ХОЧЕТСЯ 

«Подготовленность к школе – это совокупность определенного физического развития, интеллектуального, эмоционально-волевого и мотивационного компонентов. Ребенок должен физически созреть к 7 годам, нервная система сформироваться. В эмоционально-волевой системе ребенка должно выработаться такое свойство, как произвольность, то есть умение делать не только то, что хочется и интересно, но и умение заставить себя сделать то, что неинтересно, скучно, но надо. 

Особенно важно, чтобы у будущего ученика была сформирована школьная мотивация. Первый вопрос, который задает ребенку психолог на собеседовании перед школой: «А хочешь ли ты в школу?». А дальше выясняется, какая у него мотивация: поверхностная (хочу в новую среду, где звонки, новые друзья, носить портфель и пр.) или учебная (хочу познавать что-то новое). К сожалению, с учебной мотивацией идет в школу небольшой процент первоклашек, в основном это поверхностная мотивация, но и её достаточно, чтобы ребенок успешно приступил к занятиям, – рассказывает Юлия Спиридонова. – Познавательную мотивацию необходимо развивать в дошкольном периоде. Это приучение к чтению книг, познавательным и творческим занятиям, хорошо развивают совместные поездки и путешествия родителей с детьми, где происходит познавание нового». 

НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ ИЗ ДЕТЕЙ ВУНДЕРКИНДОВ 

Однако психолог подчеркивает, что не стоит делать из детей вундеркиндов, важно, чтобы сам процесс познания доставлял удовольствие ребенку. Современные школьные программы в начальных классах предъявляют серьезные требования к обучающимся: они должны, поступая в школу, уже уметь читать, писать, считать. Родители вынуждены ребенка с дошкольного возраста научить учиться. Психолог обращает внимание на то, что неправильно в этот период фиксироваться на успехе и на оценке, вначале концентрироваться необходимо на самом процессе обучения. Важно заинтересовать ребенка. И такие подготовительные к школе занятия имеет смысл посещать. Чрезмерные же
перегрузки, ориентация на успешность, на стремление быть лучшим, все успевать –
это не всегда соответствует внутреннему эмоциональному состоянию ребенка.

УЧИТЕЛЬ – ГЛАВНАЯ ФИГУРА

Вынужденные меры самоизоляции в период пандемии привели к
дистанционному формату обучения школьников. Ю. П. Спиридонова считает, что
дистанционная форма обучения невозможна в начальной школе, потому что здесь
учитель – главная фигура. Родителям вредно брать на себя функцию учителя,
потому что у детей и родителей совсем другие отношения – любви, принятия,
заботы, контроля, передачи ответственности. Обучение должен вести учитель. И
среда обучения должна быть не домашняя. Ребенок с приходом в школу
качественно меняется. Он надевает форму, приходит в другое заведение, сидит на
уроке определенное количество минут, отвечает, учится самостоятельно выполнять
задания.

НЕ ВМЕСТО РЕБЕНКА, А ВМЕСТЕ С НИМ

На вопрос о том, как родителям первоклашек вести себя, чтобы не
испортить отношений с ребенком и быть ему в помощь, Юлия Прокопьевна
отвечает так:

«Родителям не надо брать на себя функцию ученика: собирать ему
портфель, садиться делать домашнее задание. Каждый раз собираясь в школу,
родитель вопросами предлагает ребенку вспомнить какие уроки будут в школе, что
надо взять на эти уроки, где эти учебники лежат, что нужно кроме учебников.
Таким образом родители создают проблемную ситуацию, чтобы ребенок вспомнил,
что говорили на уроках, для чего необходимо взять те или иные принадлежности.
Родителям имеет смысл первую четверть, возможно и полугодие, а кому-то и весь 1
класс контролировать ребенка, не пускать на самотек, но делать это правильно: не
за него, а вместе с ним, направляя его вопросами. При этом родитель должен знать
и понимать, какие уроки в школе и что на них требуется».

УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Даже если в 1-м классе и не задают уроков на дом, приучать ребенка к
системе выполнения домашнего задания нужно, прививая ребенку ответственность
с первых школьных дней. Психолог Юлия Спиридонова приходит на помощь:
«Здесь очень важно родителям избегать оценок в адрес ребенка, принимаем
ребенка таким какой он есть и оказываем эмоциональную поддержку. С самого
начала необходимо организовать выполнение домашних заданий: установить
определенный режим (например, с 18 до 19 часов), если ребенок устает, то 20
минут работаем, 10 – отдыхаем. Больше полутора часов делать уроки нельзя. Очень
часто дети не хотят приступать к выполнению домашнего задания и начинают
оттягивать этот момент, собираются час, два, три – в итоге перед сном садятся за
уроки. Ребенок должен знать, чем он займется по своему интересу после уроков –
будет играть, гулять, смотреть мультики, но не отдыхать с гаджетом в руках. Про гаджет должно быть достигнуто соглашение между родителем и ребенком, игры в
качестве поощрения и на заранее определенное время».

ГОТОВИМСЯ К РЕЖИМУ УЧЕБНОГО ГОДА ЗАРАНЕЕ

Психолог советует, минимум за месяц нужно начать подстраиваться к
режиму учебного года. «Особенно сейчас, когда в связи с карантином все режимы
даже организованных садиковских детей нарушились, - подчеркивает Юлия
Прокопьевна, - укладывать не позднее 22 часов, подъем можно начать с 9 часов, к
сентябрю надо научиться вставать в 7 утра. Зарядка, закаливающие процедуры
также способствуют подготовке к школе и успешной адаптации».

АДАПТАЦИЯ В ДВУХ МЕСТАХ НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНА

Дети часто посещают кружки, секции с раннего возраста. Если они это
делают с 5 -6 лет, то хорошо, не надо прерывать занятий с поступлением в школу.
Однако если родители решили поступать не только в школу, но и на музыку,
живопись, хореографию, спорт…, то делать это не рекомендуется в первый год
обучения. Период адаптации в школе нежелательно совмещать с началом других
занятий.

Адаптационный период продолжается всю первую четверть, но иногда
бывает, дети привыкают к школе и дольше. Это зависит и от программы, и от
здоровья ребенка. В это время необходимо четко соблюдать режим труда и отдыха.
В период адаптации ребенок может меняться: становиться эмоционально
лабильным, капризным, возбудимым, протестным. Нужно спокойно к этому
относиться, не фиксировать это его состояние. Рекомендуется хорошо проводить
выходные, с удовольствием. Спрашивать ребенка накануне, как он хочет
отдохнуть. Он трудился всю неделю и заслужил качественный отдых.

Автор: Наталья Тимофеева

ФОТО: предоставлено Спиридоновой Ю. П.
 


Оставить комментарий

Авторизация