Логотип

История борьбы с пьянством на Тюменской земле

Очень часто можно услышать, что русский народ – самый пьющий народ в мире и что эта национальная особенность заложена в русских генах издревле. Но так ли это на самом деле?

Русский врач Н. Денисюк, специально изучавший данный вопрос, в своей книге «Злое горе Руси и русского народа»: «Наши деды изрядно привозили из-за моря виноградное вино, но вино содержит не более 9-12° алкоголя. Но и вино было редко, а больше пили пиво, т. е. брагу. То пиво, которое пили наши предки, это не пиво наших дней. Брага содержала не более 2-3% алкоголя».
Патриархальный уклад жизни Киевской Руси сдерживал распространение пьянства. В те времена старики такими словами напутствовали молодежь: “Пейте вино веселия ради, а не для пьянства; пейте, да не упивайтесь”.

В первой половине ХІV века на Руси в повседневном обиходе появляются такие обозначения, как “вареное вино”, “горячее вино”, “хлебное вино”. Это уже не перебродившие мед или виноградный сок, а алкогольный напиток, полученный способом перегонки, или попросту самогон. Когда в России начали гнать водку, точно не известно. Исторические документы свидетельствуют о том, что перерабатывать рожь и получать из нее ржаной спирт в России начали во временном промежутке с 1448 по 1474 г. Документально зафиксированный факт, что в 1533 г. в Москве по приказу Ивана Грозного был открыт первый в России “царев кабак”. Однако напиваться каждый день в то время в нем было привилегией царских опричников. Простолюдинам разрешалось отвести душу только на Рождество, Дмитровскую субботу и Святую неделю. В другие дни попавшихся пьяниц били батогами, а “особо отличившихся” могли и в тюрьму посадить. Пьянство как экономическое явление в России начинается с середины ХVІ века. В 1555 г. царь Иван Грозный шлет предписание своим наместникам повсеместно заводить “царевы кабаки”. Самое страшное то, что в этих кабаках высочайшим повелением разрешалось только лишь пить, а есть запрещалось. Нетрудно представить, как быстро в таком заведении человек пьянел и в хмельном угаре пропивал все ценное, что было при нем, а очень часто и на нем. 

«Царевы кабаки» начали постепенно завоевывать всю страну, и процесс этот шел настолько эффективно, что в конце 17 века в каждом городе располагалось по одному кружечному двору, а в 19 столетии кабаки перешагнули городскую черту и обосновались практически в каждом селе, а местами и в крупных деревнях и как писали современники: кабаков в набожной Росссии стало вдруг больше, чем церквей: в 1859 году их было 87 388, а после 1863 года перевалило за полмиллиона, когда систему откупов заменили акцизной. Более двух веков самодержцы российские не предпринимали никаких мер по ограничению потребления народом алкогольных питей. Власть была озабочена лишь сбором средств от винной монополии, которая являлась одной из главных составляющих царской казны.
«История кабаков в России в связи с историей русского народа» Ивана Прыжова. 1868 год. Книга Прыжова рассказывает, что пьянство как общественное явление в его крайних выражениях первоначально (со второй половины XVI века) было насильственно навязано россиянам сверху и лишь затем расширенно воспроизводилось. Это происходило как в силу мощной системы "окабачивания" населения, так, для части последующих поколений, и в силу тяжелых социальных условий (пили "с горя"), и в силу появившихся обычаев, имевших не столь уж давние корни.

В 1858 году население начало отказываться пить водку и стало образовывать кружки и общества трезвости с обязательством для каждого члена в течение известного времени соблюдать воздержание. Этому движению сильно способствовало духовенство. Так было положено начало обществам трезвости.

Первые общества трезвости появились в Литве, затем они возникли в губерниях Саратовской, Рязанской, Екатеринославской, Курской; были известия об их существовании из Перми и Тюмени. С замечательной быстротой почти вся Россия покрылась сетью обществ. В одних местах крестьяне решили не пить хлебного вина, принеся клятву словесно, в других - составляли письменные "приговоры" о воздержании или давали зарок с крестным целованием.

Стихийное движение за трезвость было поддержано Русской Православной Церковью. 13 апреля 1893 года в г. Тобольске (губернском центре) состоялось открытие Тобольского общества трезвости. Уроженец Тюменской области Григорий Распутин - неоднозначный персонаж российской истории, в селе Покровском Григорий Ефимович создал общество трезвости.

В своей статье в Иркутском историко-экономическом ежегоднике: «Питейная торговля и борьба за народную трезвость в Тюмени во второй половине XIX в.» С.Ю. Шишкина подробно изложила как на разных этапах регламентация местной властью продажи спиртного определялась рядом обстоятельств: имперским законодательством в указанной области, состоянием городского бюджета, криминогенной обстановкой в Тюмени, и не в последнюю очередь интересами самих гласных, нередко связанных с интересами виноторговцев Тюменская городская Дума в 1875 г. запретила открывать питейные заведения, трактиры, харчевни, постоялые дворы ближе, чем в квартале от базарных площадей. В 1880 г. помимо указанного, питейные заведения не разрешалось открывать и в центре — на улице Царской, и Спасско-Архангельской, на Спасском бульваре, возле тюрьмы, а также во всей Заречной части города. Кроме того, городские власти решили ограничить число мест, где можно приобретать спиртное, с целью пресечь пьянство как социальное явление…Не была оставлена мысль о необходимости поставить торговлю алкоголем на службу обществу. В 1878 г. гласные обсуждали вопрос о пополнении средств на содержание реального училища в Тюмени за счет питейной торговли: ежегодно требовалось 10 тыс. р. ,на 1879 г. дума обложила 33 трактирных заведения искомыми 10 тыс. р., в последствии, правда, питейным заведениям удалось избавиться от «оброка».

Тюменский исследователь Храмцов, изучивший служебные донесения конца девятнадцатого – начала двадцатого века, делает такой вывод: «Массовое, латентное распространение алкоголя как характерная черта сибирской жизни являлась одной из основных причин роста таких преступлений, как хулиганство, изнасилования, убийства и пр.». Далее он приводит выдержки из отчётов: « Управляющий тюменским банком докладывает в головную контору, что «процент краж, грабежей и разбоев повысился…По вечерам не только ходить, но и ездить опасно. Нападения совершаются открыто… жители боятся выходить на помощь». Унтер-офицер при станции Мангут Ишимского уезда докладывал о стрельбе и пьянстве в посёлке. Один из жителей, имевший револьвер, ходил пьяный по посёлку и стрелял между домами при толпе люда». Поэтому население стало очень охотно откликаться на горячие призывы духовенства. Так, в селе Дубровном Тобольского уезда толчком к открытию «Общества» послужили «Письма к духовному юношеству о трезвости» известного публициста Рачинского. Как пишет в своём исследовании историк Софронов, 27 января 1899 года после литургии в члены общества трезвения записалось сразу шестьдесят семь человек. Потрясённый Сергей Рачинский, узнав о влиянии своих трудов на сибиряков, весной того же года отправил им в дар икону Иоанна Златоуста «на молитвенную о нём память». Дубровинцы же стали активными борцами за здоровый образ жизни у себя в уезде и часто приезжали с беседами в соседние «пьяные» деревни. Местный батюшка отец Михаил сообщал в «Тобольских епархиальных ведомостях», что вокруг «появилось немало трезвенников», что многие даже из умеренно пьющих, не говоря уже и о горьких пьяницах, давали обеты трезвения не только на несколько лет, но и на всю жизнь. Решившиеся на этот шаг целовали крест и Евангелие и давали зарок больше спиртных напитков не употреблять даже в малых количествах. Подобные общества стали появляться в Тюмени, Кургане, Таре, Ишиме, Ялуторовске, Туринске, Тобольске, Сургуте, во многих сёлах и деревнях. Деятельность их не ограничивалась проповедями и обетами. Только за 1909 год, говорится в исследовании Софронова, в Тобольской губернии было проведено почти семьсот народных чтений. Учёный также говорит о том, что «стали открываться Народные Дома, возросло количество клубов, цирков, чайных, где проводились различные творческие вечера с обязательным чтением лекций о вреде пьянства». В Тюмени сразу же после открытия общества была учреждена читальня, здесь жители знакомились с публикациями в местной и центральной печати. Было собрано около двух с половиной тысяч книг. Среди авторов значились Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Гёте, Шекспир…Кроме того, «трезвенники» открыли две чайных, где существовал полный запрет на спиртное, – в самой Тюмени и в Кулаково. Было бы удивительно, если б сибирский люд сразу перевоспитался. Неслучайно в одном из отчётов уездного комитета попечительства о народной трезвости сообщалось, что «с открытием столовой были попытки со стороны некоторых лиц приносить в мелкой посуде водку. Бороться с этим отрицательным явлением крайне трудно, вследствие немногочисленного персонала служащих и ловкости, с какою такие посетители умеют незаметно пронести мелкую посуду с водкой и, пользуясь удачным моментом, осуществить её на лестнице. Или в сенях, а иногда даже и за столом». Укоренившиеся пороки изводить трудно. Тем более что рядом всегда находились люди, готовые подлить пьянице водки или браги, нашептать, что в Сибири нельзя не пить, климат не тот. А человек слаб. Поэтому было всецело поддержано решение Святейшего Синода борьбу за трезвость начинать с детского возраста. По всей России тогда был введён курс специальных лекций для начальных школ, ученикам там не только рассказывали о пагубности пьянства, но даже ставили на практических занятиях показательные опыты с яйцами и растениями. Представители тобольской епархии были постоянными участниками всех общероссийских акций. Они участвовали в Первом Всероссийском съезде по борьбе с алкоголизмом в Санкт-Петербурге в 1912 году, провели в нашем крае два общероссийских «Праздника трезвости».

Нельзя сказать, что только батюшки у нас выступали за здоровый образ жизни. В Западной Сибири первое гражданское общество трезвости было открыто 13 апреля 1893 года в Тобольске, но в 1910 году оно по-прежнему оставалось единственной светской трезвенной организацией, в то время как количество подобных церковных обществ выросло до пятидесяти одного. 
В 1913 году, по инициативе служителей Православной Церкви, был проведен первый Российский День трезвости. Решением Святейшего Синода от марта 1914 года было принято ежегодное празднование Всероссийского Дня Трезвости – 11 сентября (по новому стилю). Дата была выбрана не случайно – в этот день православные христиане отмечают день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, во время которого следует соблюдать строгий пост. В России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. В православных храмах проводились крестные ходы и читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем проводился молебен Иоанну Крестителю. В России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. В православных храмах читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем проводился молебен Иоанну Крестителю. Каждый желающий мог дать обет трезвости, который благословлялся священником. Во всех православных храмах столицы читалось воззвание о значении праздника, силами трезвенников были организованы крестные ходы. Праздники того времени отличались большой насыщенностью мероприятий просветительского и культурного характера.

На сегодня, День трезвости, стал действительно всенародным праздником. Мероприятия Церковно-общественного движения «Общее дело» по проведению областного Праздника трезвости в г. Тюмени задолго готовятся многими ведомствами, в подготовке принимают участие и священнослужители и руководство департаментов, полиции. Как обычно, 09 сентября 2017 г, на Цветном бульваре запланированы разнообразные мероприятия: праздничный концерт, традиционные игры, состязания и единоборства, будет работать интерактивная площадка «Сделай правильный выбор», организована пробежка, показательное выступление моржей, настольный теннис, организована полевая кухня, совместно с ГИБДД запланирована акция Трезвый водитель. На пяти постах трезвости все желающие смогут проконсультироваться у врачей психиатров-наркологов, участников трезвеннических движений по вопросам, касающихся наркологических заболеваний.

Информация подготовлена специалистами
ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» с использованием материалов открытых Интернет - источников.
 


Оставить комментарий

Авторизация