Логотип
Версия для слабовидящих
Подписаться на новостную рассылку
Подписаться
Рассылка для директоров и предпринимателей
Раз в неделю рассылаем экспертные статьи об управлении деньгами, людьми и собой.
Подпишись, чтобы быть в курсе:




О решении конфликтов в образовательной среде

Технология предупреждения конфликтов представляет собой совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию. Чем больше мы осведомлены о возможных способах решения конфликтных ситуаций, о типах и причинах этих ситуаций, тем быстрее мы можем сориентироваться в нашей деятельности и найти продуктивный выход.

Среди методов по профилактике конфликтного поведения в школах выделяют:
1. Метод поддержания и развития сотрудничества (интерактивные методы учебы, сплочение коллектива, беседы, уважение, совместные проекты, коллективная деятельность, коллективная деятельность с разделением ответственности, метод исключение социальной дискриминации, метод разделения заслуг).

Данный метод особенно важен, если группа склонна к разделению на лидеров и аутсайдеров, если есть дети, которые чем-то отличаются от других, если присутствуют элементы оскорблений и травли. Общая деятельности аутсайдера и лидера, общая деятельность конфликтующих детей, деятельность, в которой они преследуют общую цель. Такая деятельность способна сблизить, узнать о сильных сторонах друг друга, развить (повысить) уровень коммуникации в коллективе между детьми и наладить взаимоотношения.

2. Проведение бесед и информационных уроков по конфликтологии;
3. Проведение диагностики конфликтоустойчивости и предрасположенности (склонности) к конфликтному поведению, например метод экспресс-оценки глубины конфликта (А.М. Бандурка, С.И. Бочарова, Е.В. Земянская)

Также рекомендации по профилактике и предупреждению конфликтных ситуаций можно разделить в зависимости от конфликтующих сторон:
Профилактика конфликтов в системе «ученик- ученик»
- привитие ребенку нравственных ценностей;
- дисциплина: умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку;
- воздействия со стороны личности учителя;
- стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками.

Профилактика конфликтов в системе «Учитель – родитель – ученик»
- равномерно распределять участие родителей в делах класса;
- своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных учеников;
- вежливо и терпеливо относиться к родителям;
- не ставить в неловкое положение родителя, перед другими родителями или учениками;
- выслушать собеседника и искренне вникнуть в его проблемы;
- учитель – образец толерантности, по отношению к родителям, мыслящим не как он;
- содействовать созданию теплой и творческой атмосферы в классе;
- четко и логично строить образовательный процесс в классе.

Также можно обратить внимание на рекомендации для педагога по управлению конфликтом между учащимися. Так происходит, что конфликт уже существует и требует разрешения, для чего необходимо вмешательство педагога. Вот несколько рекомендаций по построению общения и выходу из конфликтной ситуации:
1. Необходимо устранить реальный предмет спора.
2. Привлечь незаинтересованное лицо, при готовности конфликтующих подчиниться ему.
3. Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих.
4. Создать условия, в которых конфликтующие стороны не могли бы вступить в активное противодействие (драку), не смогли бы развить конфликт.
5. Спросить у конфликтующих об их представлении о конфликте, в чем он заключается, как бы они сами предложили решить конфликт.
6. Показать, как этот конфликт выглядит со стороны. Поделиться мнением предполагаемых последствий: что будет в случае негативного исхода, что будет, если решить конфликт мирно.
7. Изменить отношение одного конфликтующего к другому.
8. Убедить в необходимости уступке другому (при подходящих обстоятельствах)
9. Попытаться свести причину конфликта к юмористической.

Важно помнить о том, что разрешение конфликтных ситуаций — это залог не только здорового коллектива, дисциплины и уважения, а также психологического здоровья педагога и учеников. Уровень стресса уменьшается за счет разрешения конфликтных ситуаций, которые порождают внутреннюю тревогу. 

Помните, что конфликт – это не только столкновение интересов, но и возможность для совершенствования. Возможность узнать что-то новое, научиться по-новому реагировать, развить в себе дипломатические стороны, стать более внимательным к окружающим. Конструктивно преодолевая конфликты человек становится морально сильнее, а также не боится предстоящих трудностей, потому что готов к их преодолению, обладая успешным прошлым опытом.

 


Оставить комментарий

Авторизация