Размер шрифта
Цвета текста
Изображения
Кернинг
Обычная версия
Логотип
Обычная версия сайта
Подписаться на новостную рассылку
Подписаться
Рассылка для директоров и предпринимателей
Раз в неделю рассылаем экспертные статьи об управлении деньгами, людьми и собой.
Подпишись, чтобы быть в курсе:




Синдром Аспергера – как распознать?

Синдром Аспергера - это нарушение развития, характеризующееся серьезными трудностями в социальном взаимодействии и невербальной коммуникации, наряду с ограниченными и повторяющимися моделями поведения и интересов. Синдром проявляющийся в замкнутости человека, неумении распознавать чужие эмоции, отличается не одним, а целым рядом симптомов: качественным нарушением социального взаимодействия, стереотипными и ограниченными деятельностью и интересами, а также отсутствием клинически значимой задержки в когнитивном развитии или общей задержке в языке. Симптомы обычно появляются в возрасте до двух лет и обычно наблюдаются в течение всей жизни человека. Люди с синдромом Аспергера могут быть не такими замкнутыми, по сравнению с теми, у кого другие, более тяжелые формы аутизма; они приближаются к другим людям, даже если им неловко. Например, человек с синдромом Аспергера может заниматься односторонней, многословной речью на любимую тему, при этом неправильно понимая или не признавая чувства или реакции слушателя, например, желание сменить тему разговора или прекратить взаимодействие. Это социальная неуклюжесть называется "активный, но странный". Такие неспособности адекватно реагировать на социальное взаимодействие могут проявляться как пренебрежение к чувствам других людей и могут восприниматься как бесчувственные. Однако не все индивидуумы с синдромом Аспергера будут подходить к другим людям. Некоторые из них могут даже проявлять избирательный мутизм, не обращаясь вообще к большинству людей и чрезмерно к конкретным другим. Некоторые могут только разговаривать с людьми, которые им нравятся.

Когнитивные способности детей с синдромом Аспергера позволяют им сформулировать социальные нормы. Они могут показать теоретическое понимание эмоций других людей; однако, они, как правило, испытывают трудности, применяя эти знания в текущих, реальных жизненных ситуациях. Детское стремление к общению может быть подавлено опытом неудачных социальных встреч. У ребенка с синдромом Аспергера выше риск стать изгоем в школе, предметом травли. Особенности поведения, манеры общаться, неумение заводить друзей и поддерживать дружбу отталкивает детей, вынуждает сторониться особенного одноклассника.

«У него имеются проблемы со сверстниками, часто он не хочет ходить в школу, только и играет на компьютере». Обычно, именно так выглядит список претензий, предъявляемых родителями чуть ли не к каждому второму ребенку младшего и среднего школьного возраста. И именно с этим обращаются к психологу, который должен помочь научиться «общаться» и «мотивировать ребенка к учебе». Эта категория детей, с признаками синдрома Аспергера, по разным причинам, бывает вовремя не диагностирована. Сама по себе диагностика синдрома Аспергера довольно сложна. Комплексная оценка включает в себя мультидисциплинарную команду врачей специалистов разного профиля, которая наблюдает пациента в разных условиях и включает в себя неврологическую, речевую, образовательную и генетическую оценку, а также тесты на познание, психомоторную функцию, вербальные и невербальные сильные и слабые стороны, стиль обучения и навыки для независимой жизни. "Золотой стандарт" в диагностике заболевания сочетает в себе клиническое суждение с диагностическим интервью, полуструктурированным интервью с родителями; и графики диагностического наблюдения, разговор и игровое интервью с ребенком. 

Дифференциация между синдромом Аспергера и другими расстройствами аутистического спектра основывается на суждении опытных клиницистов. 
Многие дети с синдромом Аспергера изначально ошибочно диагностируются с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

И как психологу, к которому обратились с такими жалобами, «заподозрить», что у ребенка может быть синдром Аспергера?
1. Обратить внимание на общую моторику. Часто дети с синдромом Аспергера производят впечатление «зажатых», неловких, с недостаточно скоординированными движениями. Ограниченное использование жестов.
2.Интонационный рисунок речи ребенка своеобразен – речь кажется немного механистичной, невыразительной. Формальная, педантичная речь. Нарушение понимания, включая неправильную интерпретацию подразумеваемых значений. Дети с синдромом Аспергера могут иметь сложную лексику, и их часто в разговорной речи называют "маленькими профессорами", но им трудно понять образный язык и, как правило, используют язык буквально. Отсутствие понимания намёков.
3. Скользящий, неустойчивый, зрительный контакт. Как правило, мы смотрим на собеседника 5- 8 секунд, затем отводим глаза, затем снова смотрим. Если общение доставляет дискомфорт, мы отводим, прячем глаза. Это нормально. Но, если ребенок практически не смотрит в глаза, хотя, при этом с удовольствием болтает с Вами обо всем, и охотно отвечает на все вопросы, или задает Вам вопрос и отворачивается, разглядывая что-то за окном, это должно насторожить специалиста.
4. Считает своими друзьями малознакомых людей, например, детей с которыми всего полчаса поиграл на детской площадке. Вопрос позволяющий определить степень социальной компетентности ребенка будет звучать так: «а в чем разница между друзьями и знакомыми?». Ребенок с нормальным интеллектом, легко отвечает на него уже, примерно, с пяти лет. 11-12 летний ребенок с синдромом Аспергера с высоким интеллектом, обычно не может четко пояснить разницу.
5. Ребенок использует «книжные выражения». Причем, богатый словарный запас явно диссонирует с наивностью и незрелостью его суждений.
6. В беседе, без смущения, ребенок сообщает Вам такие подробности своей жизни, которые обычно не то что малознакомым людям, но и своим близким рассказывают нечасто.
7. Свои проблемы во взаимоотношениях со сверстниками поясняет тем, что его «не понимают», «все время издеваются, дразнят и т.п. В этом случае, желательно попросить привести несколько примеров таких инцидентов. Бывает очевидным, что ребенок попадает в глупые ситуации из-за непонимания «неписаных» правил человеческого общения.
8. Более развитое механическое запоминание, чем логическое.
9. Следование распорядку (во всех аспектах жизни), требует от других такого же отношения.

Стоит задать еще дополнительные вопросы родителям:
1. Интересовался ли он детьми на детской площадке? «Получалось» ли у него играть в совместные игры или были какие-то сложности (он не понимал правил, хотел всегда быть первым, навязывал свои сценарии или правила, излишне "умничал")?
2. Играл ли ребенок в сюжетные игры и обыгрывал ли свои впечатления (после похода в цирк, зоопарк и т.п.)?
2. Когда ребенку было два года, не возникало ли у Вас желания проверить ему слух, так как, возможно, он не всегда с первого раза отзывался на имя, но сразу прибегал, если ему предлагали что либо взять?
3. Когда появилось «Я»? Не было ли периода, что ребенок говорил о себе во втором лице («хочешь пить» вместо «хочу пить»?)
4. Охотно ли делился впечатлениями от прогулки, от посещения детского сада (например, рассказывал как «Марина с Павликом не слушались, а воспитательница их наказала») или приходилось с трудом выуживать информацию, причем обычно на вопрос «что ели на завтрак?» или «что было на занятиях?» следовал ответ «не помню»?
5. Были ли в возрасте 4- 6 лет периоды чрезмерного увлечения какими-то несвойственными для детей такого возраста темами, особой любовью к технике: инструментам, поездам, доменным печам и проч., либо к флагам, картам, календарям и т.п.
6. Имеются ли носящие регулярный характер замечания окружающих о неадекватной реакции ребенка на события, ситуации?
Если родители дают утвердительные ответы на большую часть этих вопросов, то, скорее всего, проблемы в общении и учебе обусловлены специфическими нарушениями в развитии ребенка и особенностями его психики, относящимися к аутистическому спектру.

В таком случае, необходимо направить эту семью к психиатру для уточнения диагноза. Это поможет родителям понимать особенности ребенка и не предъявлять к нему чрезмерных, невыполнимых требований.

Лица с синдромом Аспергера имеют нормальную продолжительность жизни, но также имеют повышенную распространенность коморбидных психиатрических состояний, такие, как основные депрессивные расстройства и тревожные расстройства, которые могут значительно повлиять на прогноз в неблагоприятную сторону. У детей с синдромом Аспергера чаще возникают проблемы со сном, включая трудности с засыпанием, частые ночные пробуждения и ранние утренние пробуждения, а также имеется высокий уровень алекситимии, трудности в идентификации и описании своих эмоций.

Лечение направлено на улучшение коммуникативных навыков, коррекция навязчивых или повторяющихся действий и физической неуклюжести. 
Интервенции могут включить социальную тренировку навыков для более эффективных межличностных взаимодействий, когнитивную поведенческую терапию, физиотерапию, терапию речи, обучение, поддержку родителей и медикаментозное лечение для коррекции аффективных психопатологических симптомов. По мере взросления отмечается положительная динамика, но социальные и коммуникационные трудности, как правило, сохраняются. 

Автор: Елена Матвеева, клинический психолог ГБУЗ ТО «Областная больница №11» нейропсихолог, логопед, член Российского психологического общества, член Ассоциации психологов Тюменской области. 
 


Оставить комментарий

Авторизация