Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Тюменской области
Горячая линия по вопросам диспансеризации+7 3452 35-00-45

Не просто зарядка: как спорт формирует ум, характер и здоровье ребенка

Не просто зарядка: как спорт формирует ум, характер и здоровье ребенка

Занятия физическим развитием с малых лет имеют фундаментальное значение для всестороннего и гармоничного развития ребенка. Это не просто вопрос хорошей физической формы, а инвестиция в его будущее здоровье, умственные способности и социальные навыки.

Почему это так важно – рассказывает инструктор по адаптивной физической культуре детского центра «Надежда» Людмила Жернакова.

1.  Формирование крепкого здоровья:

  • Укрепление костей и мышц: физическая активность стимулирует рост и развитие костной ткани, делая скелет более прочным, и способствует формированию сильного мышечного корсета. Это профилактика сколиоза, плоскостопия и других проблем с опорно-двигательным аппаратом.
  • Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем: регулярные нагрузки тренируют сердце, легкие и сосуды, улучшая их работу и выносливость.
  • Укрепление иммунитета: дети, которые активно двигаются, реже болеют простудными заболеваниями.

2.  Развитие двигательных навыков и координации:

С малых лет закладываются основы крупной (бег, прыжки, лазание) и мелкой (манипуляции с мелкими предметами) моторики, координации движений, равновесия и ловкости. Эти навыки необходимы для успешного освоения бытовых действий, письма, занятий спортом и общего взаимодействия с окружающим миром.

3.  Стимулирование когнитивного (умственного) развития:

  • Развитие мозга: физическая активность улучшает кровообращение в мозге, что способствует образованию новых нейронных связей. Это напрямую влияет на улучшение памяти, концентрации 
  • Пространственное мышление: прятки, догонялки, конструирование из кубиков развивают пространственное восприятие и ориентирование.

4.  Психоэмоциональное и социальное развитие:

  • Развитие самооценки и уверенности: успехи в освоении новых движений и игр повышают самооценку ребенка, учат его преодолевать трудности и радоваться достижениям.
  • Эмоциональная разрядка: движение – отличный способ для детей выплеснуть накопившуюся энергию, снять стресс, тревогу и агрессию.
  • Социальные навыки: участие в подвижных играх учит ребенка взаимодействовать со сверстниками, работать в команде, соблюдать правила, делиться, проигрывать и выигрывать.
  • Развитие дисциплины и ответственности: занятия спортом или танцами учат пунктуальности, упорству и ответственности.

Таким образом, физическое развитие с малых лет является не просто желательным, а жизненно необходимым условием для того, чтобы ребенок вырос здоровым, умным, уверенным в себе и социально адаптированным человеком.

В основные упражнения, адаптированные для детей, входят:

1. «Лодочка» – укрепление мышц спины и ягодиц

Как выполнять: ребенок ложится на живот, руки вытягивает вперед. По команде он одновременно приподнимает голову, грудь, прямые руки и ноги над полом. Держит несколько секунд, затем расслабляется.

2. «Мостик» - укрепление ягодиц, задней поверхности бедра и поясницы

Как выполнять: ребенок ложится на спину, ноги согнуты в коленях, стопы на полу близко к ягодицам. По команде он приподнимает таз от пола, стараясь выровнять тело от колен до плеч в прямую линию.

3. «Ползание» – развитие координации, силы рук, ног и всего корпуса

Как выполнять: на четвереньках, но с прямыми ногами и руками, как будто ребенок идет; сидя на полу, руки за спиной, стопы на полу, поднять таз и передвигаться вперед/назад/в стороны; ползать на животе, отталкиваясь только руками и ногами, не отрывая тело.

4. «Кошка» – подвижность позвоночника

Как выполнять: ребенок становится на четвереньки. Выгибает спину вверх, голову опускает вниз. Прогибает спину вниз, голову поднимает вверх.

5. «Планочка» – укрепление кора, глубоких мышц живота и спины, ответственных за стабильность:

Как выполнять: ребенок стоит на четвереньках. По команде он поднимает одну руку вперед и противоположную ногу назад, удерживая равновесие и стараясь держать спину ровно. Затем меняет стороны.

6. Ходьба и равновесие – развивает координацию, осанку, чувство равновесия, что прямо влияет на поддержание правильного положения спины

Ходьба по линии: нарисуйте на полу прямую или извилистую линию и попросите ребенка ходить по ней, стараясь не выходить за границы. Можно ходить на носочках, на пяточках.

Ходьба по бордюру: на улице можно ходить по низким бордюрам, держа равновесие (под присмотром).

7. «Висы» на перекладине – удлинение позвоночника, укрепление рук и плеч

Как выполнять: если есть шведская стенка, турник или игровая площадка, пусть ребенок повиснет на перекладине, держась обеими руками. Пусть висит столько, сколько комфортно.

Автор: Ирина Бердюгина, пресс-секретарь Детского лечебно-реабилитационного центра «Надежда»