Логотип
Версия для слабовидящих
Подписаться на новостную рассылку
Подписаться
Рассылка для директоров и предпринимателей
Раз в неделю рассылаем экспертные статьи об управлении деньгами, людьми и собой.
Подпишись, чтобы быть в курсе:




Детки среди гаджетов

Гаджеты — это современный и весьма эффективный метод контроля собственной повседневной жизни. С его помощью можно оставаться на связи с близкими круглосуточно. Удивительным является тот факт, что гаджет может не только улучшить качество жизни человека, но и навредить, став причиной постоянных беспокойств. Несобранность, чувство повышенной тревожности, беспомощность и иные негативные переживания – все это происходит с нами во время использования гаджетов. Сильнее всего таким переживаниям подвержены дети и подростки. С раннего возраста дети находятся в насыщенной информационной среде, малышей окружают телевизоры, компьютеры, смартфоны. Именно они быстрее всего становятся жертвами зависимости от гаджетов, которые оказывают влияние на их физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие. 

Согласно большинству отечественных исследований введение гаджетов в жизнь ребенка до 4 лет считается опасным для его здоровья. Это может привести к ухудшению зрения, перевозбуждению, нервному истощению. 

Последние исследования свидетельствуют о том, что молодые люди проводят в социальных сетях по 6-10 часов в сутки. Чем продолжительнее общение с электронным устройством, тем благоприятнее условия для развития «синдрома сухого глаза». Глядя на экран, мы моргаем в 2-3 раза реже, а значит, недостаточно увлажняем глаза. Сухость глаз, в свою очередь, может привести к воспалительным заболеваниям. Есть и другие заболевания, которые может спровоцировать длительное использование гаджетов на регулярной основе — миопия (близорукость), различные виды косоглазия, дистрофия сетчатки. 

Неврологи говорят о снижении когнитивных способностей и деградации способностей к самоконтролю и принятию решений. Регулярное злоупотребление гаджетами влияет на развитие участков головного мозга, ответственных за память и усвоение той или иной информации.

Страдают навыки освоения ребёнком речи. Помните, речь рождается только в процессе активного взаимодействия с внешним миром – в живом общении с людьми. Замещение и подмена человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом нарушают нормальный код и алгоритм психического и социального развития ребенка. Стремление малыша получать сенсорный опыт посредством взаимодействия с гаджетом может в итоге вытеснить другие формы и пути получения сенсорной информации. Специальная логопедическая помощь на сегодняшний день нужна практически в каждой группе детского сада. В школе у детей возникают трудности в обучении чтению и восприятии информации на слух. 

С какого возраста можно познакомить малыша с достижениями современной цифровой техники и как не попасть в ловушку нам рассказала медицинский психолог ГАУЗ ТО «ДЛРЦ «Надежда» Надежда Пенкина. 

- С чем вы связываете тотальный интерес детей к современным телефонам,планшетам и компьютерам? 
- Детей привлекает то, что они получают эмоциональное удовлетворение от быстрой смены картинки без проведения каких-либо энергозатратных процессов. Кроме того, в современном мире мы меньше тратим времени на выстраивание качественного «живого» общения с детьми, близкими, друзьями, на замену «живого» общения приходит «виртуальное». 

- С какого возраста можно начать знакомство ребенка с гаджетом? 
- Чем позже ребёнок начнёт интересоваться гаджетами, тем лучше, поскольку есть более важные вещи, которые должны усвоиться с раннего возраста. Познавая мир через виртуальные игры, он рискует так и не понять реальный мир, с его определенными законами, особенностями, в психическом развитии ребенка происходят деформации, обесценивание жизни как таковой. 

- Есть ли правила безопасности и «дозировки» при общении с такими приборами? 
- Продолжительность общения с гаджетами для детей до 7 лет не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 1,5-2 часов в день. Не забывайте о здоровье глаз! Так телевизор рекомендуется смотреть с расстояния не менее 3 метров. Кроме того, у ребенка должно быть достаточно времени для прогулок - 2-3 часа в день, и сна - не менее 10 часов. Обязательно включите в режим дня занятия спортом и физическую активность. 

- Смотреть мультики перманентно – во время выполнения других занятий, например, уроков? 
- Не стоит использовать в какой-либо деятельности гаджеты фоном. В таком случае внимание ребенка уводится от действия, которое он совершает, и ребенок становится пассивным участником процесса. Заранее договоритесь с ребенком о конкретном количестве мультиков для просмотра. Обозначьте конкретное время начала и завершения просмотра. 

- Как понять, что ребенок зависим от устройств? 
- Родителям следует насторожиться, если необходимость в гаджете у ребенка настолько сильная, что он не может переключиться и использовать другое средство для игр или развлечений. Среди явных признаков зависимости от телефона и иных гаджетов стоит выделить: истерики, ярость, манипуляции; снижение способности концентрироваться; трудности, возникающие в процессе принятия решений; периодические головные боли, боли в шейном отделе позвоночника; нарушения сна, бессонница; низкий уровень социализации. 

- Дети какого возраста наиболее подвержены подобному риску?
- Дети любого возраста подвержены риску развития зависимости. Справиться с зависимостью у детей подросткового возраста намного сложнее, в силу психологического и эмоционального состояния, характерного для этой категории. 

- Родительский пример – зависит ли предпочтение досуга детей от нашей собственной цифровой гигиены? 
- Для ребенка очень важен пример родителей. Ребёнок — наше зеркало и он отражает наше поведение. Если родители целыми вечерами сидят в социальных сетях или же играют в игры, то не стоит ждать чего-то другого от ребенка, он будет один в один повторять действия родителей. Родители должны демонстрировать, что гаджеты им необходимы для развития или работы. 

- Запретить полностью – поможет ли категоричный отказ от использования справиться с зависимостью? 
- Ограждение от гаджетов полностью или бесконтрольное их использование детьми не станут решением проблемы. Необходимо совместно с ребенком регламентировать правила пользования гаджетами, организовать досуг ребенка: кружки, спортивные секции, настольные игры, прятки, рисование, лепка, чтение книг, конструирование и т.д.

- Меры профилактики зависимости от гаджетов? Что делать родителям и с чего начать? 
- Не использовать гаджеты в качестве переключения внимания. С возрастом ребенок учится преодолевать различные ситуации. К примеру, когда ребенок чего-то ждет, он должен понимать, что так бывает. Не нужно в это время давать ему гаджет, чтобы отвлечь. Необходимо обсуждать совместно с ребенком и принять решение о месте, времени и условиях использования гаджета. Например, договориться, что после того, как он сделает уроки, он посмотрит видео любимого блогера в течение 15 минут. 

Обязательно следует обсуждать с ребёнком, какой опыт он получил при использовании гаджета за день. Интересоваться, что он посмотрел, что узнал, что понравилось, а что нет. Так формируется критическое мышление к просматриваемому контенту. Помните, чем больше вы общаетесь со своими детьми, тем меньше у них потребности проводить время с гаджетами. Интересуйтесь положением дел в школе, не только учебой, но и социальными процессами. Запомните имена друзей и одноклассников, спрашивайте о них при случае, рассуждайте вместе и анализируйте поступки, внимательно слушайте, если ребенок делится впечатлениями и переживаниями. Предлагайте варианты досуга – походы в театр или на выставку, интересные книги или прогулка к новым городским локациям. Рассказывайте своему ребенку о своем положении дел, стройте диалог. Не стесняйтесь просить помощи и совета, хвалить, поощрять и выражать свою любовь. Не забывайте, разрешить большинство проблем между подростками и родителями возможно лишь путем доверительного общения. 

Автор: Марина Куприй
 


Комментарии

Галина Шикида Удалить
05.02.2024 в
Да, сейчас дети действительно очень много времени проводят в гаджетах...но основная проблема - это дистанционное образование. Глаза и правда сильно устают. Поэтому мы хотя бы зарядку для глаз стараемся регулярно делать, я ещё покупаю малышу чернику форте с лютеином эвалар. Это и поддержка зрения и в том числе, и как раз устранение сухости в глазах и ощущение песка.

Оставить комментарий

Авторизация