При подозрении на СДВГ важно не ошибиться с постановкой диагноза и не перепутать его с другим схожим заболеванием.
Поскольку СДВГ имеет не очень ясные симптомы, диагноз нельзя установить с помощью анализов и обследований, хотя они могут проводиться параллельно для оценки общего состояния пациента.
Особенности диагностики гиперактивности у детей
Вначале врач проводит физический осмотр, беседует с родителями (обычно это расстройство начинается в детском возрасте) о поведении, успеваемости, умении общаться и эмоциональном развитии ребенка, изучает его историю болезни.
Иногда проводятся дополнительные процедуры: проверка зрения и слуха, анализ крови на уровень свинца и маркеры заболеваний щитовидной железы, проверка мозговой активности на электроэнцефалографе, а в некоторых случаях и магнитно-резонансная томография для выявления отклонений в работе мозга.
Если СДВГ обнаружен уже в зрелом возрасте, врач также расспросит о трудностях и успехах в работе, учебе, взаимоотношениях в семье и с друзьями, может провести дополнительную беседу с кем-то из членов семьи.
Для оценки поведения используются стандартные методы, например шкала оценки Вандербильта (55 вопросов). Шкала Вандербильта позволяет также выявить расстройства поведения, оппозиционно вызывающие повышенную тревожность, депрессию и другие отклонения.
Оценить гиперактивность, поведение, обучаемость и обнаружить депрессию, невнимательность или отсутствие важных навыков также можно с помощью системы оценки поведения у детей (BASC) и стандартного списка вопросов о детском поведении для учителей.
Как правило, симптомы СДВГ могут касаться гиперактивного, импульсивного и невнимательного поведения, при этом у всех они выражаются в разной степени.
Отклонения при СДВГ
Чтобы врач мог поставить правильный диагноз, настораживающие родителей отклонения должны присутствовать не менее полугода и не быть оправданными возрастом и развитием.
Дефицит внимания. Если ребенок не слушает обращенную к нему речь, при выполнении заданий допускает много ошибок по оплошности, а не по незнанию, рассеян, не доделывает большинство дел до конца, ему не по силам сосредоточиться на чем-либо, он не организован, часто теряет вещи, легко отвлекается и забывчив, то в таких случаях можно говорить о дефиците внимания.
Гиперактивность. К ее признакам у детей относят беспорядочные движения рук и ерзанье при сидении, неусидчивость (может вскочить с места и убежать, когда остальные сидят), беспокойное поведение, шум во время тихих игр, бег или лазанье по комнате, неуемную и длительную активность, чрезмерную разговорчивость.
Импульсивность. Проявляется в нетерпеливости, неумении слушать других, дождаться своей очереди, затруднении в следовании правилам игр.
Если какие-либо симптомы сохраняются в различной обстановке (в школе, дома, в играх на улице) и негативно влияют на жизнь ребенка, скорее всего, ему действительно требуется лечение. В зависимости от того, насколько серьезно положение, помочь смогут занятия по коррекции поведения и лекарственная терапия.