Логотип
Версия для слабовидящих
Подписаться на новостную рассылку
Подписаться
Рассылка для директоров и предпринимателей
Раз в неделю рассылаем экспертные статьи об управлении деньгами, людьми и собой.
Подпишись, чтобы быть в курсе:




Иммунологические методы диагностики туберкулеза

С момента открытия в 1882 году Робертом Кохом возбудителя туберкулеза началась эпоха поиска путей диагностики этой инфекции. Особенностью туберкулеза является то, что заболевание может существовать в разных ипостасях: от инфицирования и латентной инфекции до активных и остро прогрессирующих форм. При наличии бактериовыделения выявить туберкулез легко, но это свидетельствует о поздней диагностике. Такие пациенты опасны для окружающих. Один больной хронической формой за один год заражает до 10-20 человек. Чаще инфицируются дети, особенно без вакцинации БЦЖ. Для выявления скрытой инфекции в 1907 году  немецкий ученый фон Пирке предложил проводить пробу с разными разведениями туберкулина, а француз Манту рекомендовал использовать две туберкулиновые единицы (ТЕ) для раннего выявления туберкулеза. В 1932 году произведен очищенный туберкулин, позволивший исключить реакции на другие компоненты раствора.

С 1965 года проба Манту с 2 (ТЕ) PPD (англ. purified protein derivative), т.е. ППД-Л – белковый раствор для внутрикожного введения, с модификацией отечественного ученого Линниковой внедрен в СССР. Туберкулин не содержит возбудителя, являясь белковым раствором, который не может вызвать инфекционного процесса, а только диагностировать специфическую аллергическую реакцию замедленного типа, которая проявляется не ранее чем через 72 часа. В основном в препарате отсутствуют балластные примеси, однако он может содержать их в незначительно-минимальных количествах, что может влиять на результат реакции в первые, вторые сутки от момента введения. С помощью реакции Манту с 2 ТЕ выявляют момент первого попадания возбудителя туберкулеза в организм ребенка (вираж туберкулиновых проб или гиперергическую реакцию).

В 60-х годах прошлого века начали использовать вакцинацию в качестве профилактики распространенных, остропрогрессирующих форм туберкулеза, нередко приводящих к летальным исходам. Введение вакцины БЦЖ или БЦЖ-м снизило диагностическую ценность туберкулиновых проб из-за развития поствакцинного иммунитета. С одной стороны это затрудняет интерпретацию результатов туберкулиновых проб. С другой стороны рядом ученых доказано, что туберкулиновая проба косвенно является функциональной характеристикой иммунной системы. Правильная интерпретация результатов туберкулиновой чувствительности позволяет оценить состояние клеточного иммунитета. То есть помимо обследования для раннего выявления туберкулеза, туберкулиновые пробы могут сказать о состоянии иммунореактивности организма, что особенно важно у часто болеющих детей. Большое заблуждение, когда родители считают, что врач ставит диагноз туберкулеза только по математической разнице между результатами за прошлый и нынешний год. Следует признаться, что врачу приходится одновременно учитывать более десяти разных параметров, характеризующих состояние человеческого организма.

За сто лет использования туберкулинового теста изменились условия жизни: отмечен рост аллергических заболеваний в популяции, увеличение числа детей, реагирующих на введение 2 ТЕ развитием аллергических реакций немедленного типа, которые дают ложное представление о туберкулиновой чувствительности и, соответственно, туберкулезной инфекции. Из-за этого туберкулиновая проба имела много нареканий со стороны родителей детей. К сожалению, отказаться от нее на современном этапе невозможно по причине необходимости проведения вакцинации детям в возрасте 6-7 лет, имеющих отрицательные реакции на туберкулин. Полный отказ от вакцинации в России невозможен из-за высокого риска инфицирования, который превышает порог, допускающий не проводить прививки БЦЖ, в 10 раз!

Развитие медицины, а именно генетики и иммунологии, способствовало расшифровке и сравнительному анализу ге­нов у разных видов микобактерий. В 1980 году японскими учеными были открыты два белка: ESAT-6 (early se­creted antigenic target) и CFP-10 (culture filtrate protein), которые имеются у вирулентных штаммов, вызывающих заболевание, и отсутствует у большинства  микобактерий (в т.ч. вакцинного BCG-штамма). На основе этих белков в 2008 году отечественными учеными создан инновационный метод диагностики туберкулеза: диаскинтест. Название состоит из основ «диа» – диагностика, «скин» – кожа. Другими словами, это диагностическая проба, позволяющая при помощи двух белков путем внутрикожного введения предположить наличие в организме активных размножающихся микобактерий. Тест имеет высокую степень чувствительности и специфичности, но как любой реактив, введенный в организм, способен вызывать ложноположительные результаты. В настоящее время его рекомендовано использовать для ранней диагностики туберкулеза у детей в возрасте от двух месяцев до семи лет при наличии изменений туберкулиновых проб. Или как основной скрининговый тест для раннего выявления туберкулеза у детей старше семи лет и взрослых. Для исключения ложноположительных тестов возможны дополнительные тесты, выполненные на основе описанных двух белков, но проводимые в пробирке после взятия крови из вены.

В 2010 году в России зарегистрирован тест QuantiFeron-ТВ, а в 2014 году – T-SPOT-TB. При этом в лабораторных условиях определяется уровень γ-интерферона или Т-лимфоцитов, продуцирующих γ-интерферон в ответ на стимуляцию белками ESAT-6, CFP-10, ТВ.В7,7. Оба импортных теста не являются обязательными и проводятся только на коммерческой основе в частных лабораториях. Показаниями для проведения тестов QuntiFeron-ТВ и T-SPOT-TB вне организма человека являются наличие у пациента ВИЧ-инфекции, возраст детей до четырёх лет, атопический дерматит, планирование трансплантации органов и тканей, анти-ФНО-терапия и наличие почечной недостаточности.

 


Оставить комментарий


Новости

Авторизация