Логотип
Версия для слабовидящих
Подписаться на новостную рассылку
Подписаться
Рассылка для директоров и предпринимателей
Раз в неделю рассылаем экспертные статьи об управлении деньгами, людьми и собой.
Подпишись, чтобы быть в курсе:

Физическая активность в детском возрасте

Физическая активность необходима человеку от рождения до старости. В детском возрасте формируются основные системы растущего организма, поэтому физическая активность в этот период особенно важна. На эту тему разговор с главным внештатным специалистом по спортивной медицине Тюменской области, заместителем главного врача ГАУЗ ТО «Многопрофильный консультативно – диагностический центр» Ларисой Анатольевной Темпель.

-Как уровень физической активности детей сказывается на их развитии и здоровье?
- По определению ВОЗ, физическая активность — это какое-либо движение тела, производимое скелетными мышцами, которое требует расхода энергии, включая активность во время работы, игр, выполнения домашних дел и рекреационных занятий. По данным ВОЗ - более 80% подростков во всем мире испытывают недостаток физической активности. Регулярные физические упражнения способствуют развитию опорно- двигательного аппарата, центральной нервной системы и внутренних органов, обогащают ребенка новыми ощущениями, помогают быстрее и глубже познать окружающий мир. Они укрепляют здоровье и закаляют организм, воспитывают детей организованными, энергичными, волевыми и целеустремленными. Физическая нагрузка улучшает процессы обмена веществ, что помогает сжиганию жиров, насыщает организм кислородом, увеличивает выработку естественных химических веществ хорошего настроения (эндорфинов), укрепляет иммунную систему. 

Таким образом, регулярная физическая активность оказывает благоприятное воздействие в целом на организм, увеличивая минеральную плотность костной системы, тренированность сердечной и дыхательной систем, а также мышечную силу и выносливость. Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. 

- Существует ли понятие режим физической активности для ребенка?
- Двигательную (физическую) активность детей можно рассматривать на бытовом и физкультурном уровнях, которые дополняют друг друга. На бытовом уровне физическая активность определяется режимом дня, который должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Например, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей трех – семи лет составляет 5,5–6 часов. На физкультурном уровне нормы двигательной активности определяются требованиями СанПин по организации физического воспитания детей.

Например, в объеме двигательной активности детей пяти– семи лет следует предусмотреть 6–8 часов организованных форм занятий физической культурой в неделю с учетом психофизиологических особенностей дошкольников, времени года и режима работы образовательного учреждения.

Соответственно, физическая активность в детском возрасте нужна ежечасно и ежедневно. Однако само по себе время, отведенное на движение, является только ориентировочной нормой. Норму требуемых движений необходимо выполнять обязательно, как прием пищи. И, одновременно, следует помнить, общий объем двигательной активности не должен выходить за пределы адаптации. В целом физическая активность должна быть в жизни ребенка каждый день в общей сложности не менее 60 мин. Больше – приветствуется. Важно при интенсивных и регулярных физических нагрузках наблюдать за самочувствием ребенка и не перегружать его, то есть не форсировать нагрузку. 

- Что в двигательном поведении ребенка должно насторожить родителей? Каковы нормы физической активности детей в разных возрастах?
- С самого рождения ребенка развитие всех физиологических процессов в организме связано с движением. Известный американский врач – физиотерапевт Гленн Доман доказал на практике тесную взаимосвязь психического и физического развития («Гармоничное развитие ребенка»). Ограничение мышечной деятельности не только задерживает разностороннее формирование и развитие организма, в том числе и психическое развитие, но и приводит к тому, что ребенок не может овладеть основными видами движений на последующих возрастных этапах. На каждом возрастном этапе ребенок приобретает и закрепляет двигательные навыки. Мышечная активность взаимосвязана с состоянием всех органов и систем. В ней отражаются типологические особенности нервной системы, индивидуальность, специфика пола, возраста, состояния здоровья. И, теперь отвечаю на Ваш вопрос, родителей должен насторожить любой факт несоответствия определенного набора двигательных навыков возрастной категории (не удерживает голову к 3 мес., не сидит самостоятельно в 6 -7 мес, не встает и не ходит у опоры 8-9 мес. и т.д.). А с возрастом, набор двигательных навыков значительно пополняется, и любое отставание в физическом развитии (на 2 эпикризных срока и более) требует консультации соответствующих специалистов. У некоторых детей, двигательная активность, наоборот, достигает такой выраженности, что мешает развитию и нарушает общение. Основной разграничительный критерий между «нормальной» высокой активностью и состоянием гиперактивности качественный: нарушены ли у ребенка общение и обучение? У детей с синдромом гиперактивности повышенная активность проявляется чрезвычайно ярко, настолько, что нарушает его деятельность. Ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетится, отвлекается, его действия недостаточно целенаправленны, ему очень трудно выполнить несколько последовательных действий, необходимых для достижения какой-то цели. Гармоничность физического развития детей оценивает в эпикризные сроки врач - педиатр участковый, после консультативных осмотров врачей - специалистов травматолога- ортопеда, невролога и др. 

- В какие возрастные периоды ребенку можно начинать заниматься тем или иным видом спорта?
- Для современных родителей сегодня очень важен вопрос физического развития ребенка, и, в частности, стоит ли форсировать темпы естественного развития ребенка и нагружать его занятиями с самого раннего детства. На этот вопрос врачи-неврологи, ортопеды, педиатры отвечают, что физическим развитием ребенка очень важно начать заниматься как можно раньше. И чем раньше начать занятия, тем больше возможностей будет у ребенка для всестороннего развития, причем не только физического, но и интеллектуального, психологического. Но чтобы гарантировать гармоничное развитие и здоровье ребенка, нужно, следовать простым рекомендациям. Гимнастика обязательно должна быть в жизни каждого человека. Объективно, это самый гармоничный вид физической деятельности из всех существующих, поскольку она одновременно развивает все способности человека: силу, выносливость, быстроту, координацию, гибкость, а также доступна для людей любого возраста и возможностей.

Гимнастикой можно заниматься хоть в 1 год, хоть в 60 лет и старше. С пяти лет можно рекомендовать ребенку гимнастику и ритмику. Однако тренировки должны быть щадящими. Приступать к настоящей спортивной подготовке следует не ранее восьми лет. Плаванием можно заниматься с раннего возраста, так как уже с трех лет ребенок задействует всю свою мышечную массу. И в плане возраста, и способностей это тоже универсальный вид спорта. Но, в нем есть ряд минусов: это аллергия, частые простудные заболевания, а также сложность в подготовке к тренировке: переодевание, сушка, выход распаренным на улицу, особенно зимой. Футбол рекомендуется практиковать не раньше чем с шести лет, тогда как ставить ребенка на лыжи можно начинать в четыре года. С шести-семи лет полезно заниматься боевыми искусствами, которые помимо физического развития позволяют улучшить координацию и освоить технику дыхания. Теннис и фехтование рекомендуются с семи-восьми лет. Заниматься баскетболом и волейболом, которые требуют определенного развития моторики, лучше начинать в 10-11 лет. 

- Какой физической активностью можно заменить занятия в спортивных секциях?
- Полностью заменить занятия в спортивных секциях не получится, поскольку там детей обучают специализированным и углубленным навыкам профессиональные тренеры. Однако в качестве хорошей дополнительной физической нагрузки можно практиковать летом: катание на самокате (начинать можно около 2 лет), роликах, велосипеде, играть в мяч, в бадминтон, прыгать на скакалке, плавать, бегать, много гулять, ходить по пересечённой местности, заниматься на спортивных комплексах, играть на детской площадке, кататься с горок. Зимой это могут быть: лыжи, коньки, санки, горные лыжи, сноуборд, прогулки и игры на детских площадках. В идеале хорошо чередовать все эти виды активностей, в общей сложности не более 2 часов в день. Детям в возрасте 2 – 3 лет кататься на велосипеде, самокате рекомендуется не более 1-1,5 часов в день, чтобы не перегружать позвоночник. Велосипед, самокат, ролики хорошо развивают у маленьких детей баланс и координацию движений. Нужно помнить, дети получают наибольшее количество информации о здоровом и активном образе жизни от своих родителей. Соответственно, мы, взрослые, можем замотивировать свою семью на регулярные занятия физической культурой и здоровое питание. Выбирайте упражнения, которые подходят ребенку по возрасту и уровню развития и делайте их весело, «заводите» ребенка, он ведь маленький «энерджайзер». Включайте свободные подвижные игры, при малейшей возможности на свежем воздухе, используйте дворовые спортивные комплексы. БУДЬТЕ ФИЗИЧЕСКИ АКТИВНЫ И ЗДОРОВЫ!
 


Оставить комментарий

Авторизация