Логотип
Версия для слабовидящих
Подписаться на новостную рассылку
Подписаться
Рассылка для директоров и предпринимателей
Раз в неделю рассылаем экспертные статьи об управлении деньгами, людьми и собой.
Подпишись, чтобы быть в курсе:


Особый класс для особых детей

С 2015-2016 учебного года будет отрабатываться модель ресурсных классов на базе коррекционной школы № 2 Тюмени.

До недавних пор такая форма обучения, как ресурсные классы для аутистов, в России не культивировалась. Но лед тронулся, и в общеобразовательных школах начали появляться классы для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Тюмень также готова к эксперименту, с нового учебного года первые классы начнут свою работу.

Ресурсный класс – специально сформированный класс для детей с особенностями развития. Предполагается, что в кабинете должны быть специальные пособия, видеоматериалы для детей с аутизмом. С учениками вместе находятся не только учителя, но и тьюторы. Численность класса очень ограничена — не больше восьми человек. Такая модель дает хорошие результаты в работе с аутизмом, дети получают не только знания, но и навыки социализации. С 2015–2016 учебного года начнет отрабатываться модель ресурсных классов на базе специальной (коррекционной) школы № 2 Тюмени.

Председатель тюменской городской психолого-медико-педагогической комиссии Гульшат Кувандикова рассказала: «Сегодня нормативные документы позволяют определять программу обучения для ребятишек с разными патологиями — зрения, слуха, интеллекта и др., но такой категории, как дети с РАС, нет, а, значит, нет и программы для обучения. Поэтому говорить о том, что у нас действуют какие-то специальные группы или классы для аутистов, не приходится».

Как сообщили в департаменте образования и науки Тюменской области, в настоящее время численность детей с расстройствами аутистического спектра составляет 146 человек, из них ходит в сад 61 человек, учатся в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах – 85 человек. Сами родители особых детей считают, что в России в целом, и в Тюмени в частности, занижено количество аутистов. В странах, где статистика ведется, цифры такие — один из 68 детей страдает аутизмом.

Учитель, работающий с аутистами, должен получить специальные навыки и овладеть прежде всего методикой общения с ребенком, с которым очень трудно найти контакт. Областной департамент образования и науки это понимает, а потому для педагогов региона проходят различные семинары, тренинги и т. д.

Обучающие мероприятия проводились специалистами израильского центра «Суламот». В рамках семинаров и тренингов преподаватели области смогли апробировать на практике лучший зарубежный опыт, который широко используется во многих зарубежных странах, АВА-терапия — одна и самых популярных методик в мире.

Тьютор — работа не для слабых

Мечта родителей детей-аутистов – тьюторское сопровождение. Председатель тюменской общественной организации «Дети — ангелы» Полина Бабушкина выразила надежду, что в скором будущем сопровождение ребенка во время учебного процесса перестанет быть роскошью, вопрос найдет свое решение и воплотится в жизнь. Она отметила: «Уже ведутся переговоры с представители педагогических вузов о введении в программу подготовки студентов практиконаправленных вопросов коррекционной работы с детьми с ОВЗ и подготовки тьюторов. Этим летом на протяжении двух недель на базе Тюменского областного реабилитационного центра работала пилотная группа кратковременного пребывания; с детьми, в том числе с РАС, занимались на протяжении четырех часов в день студенты — будущие педагоги. Девушки даже с самыми сложными детьми нашли общий язык. Родители дали высокую оценку такому проекту, поскольку дети получили очень важный опыт социализации. Подготовка тьюторов — одно из важнейших направлений совместной работы департамента образования и общественных организаций». Но кто может быть тьютором?

Заместитель директора департамента социального развития Тюменской области Татьяна Родяшина сообщила: «По линии соцзащиты таких должностей просто нет, и департамент не сможет их оплачивать. Есть лишь социальное сопровождение семей, воспитывающих особых детей, т. е. специалист на два-три часа может освободить родителей».

В качестве тьюторов вряд ли можно использовать волонтеров, т. к. эта работа высококвалифицированная и очень тяжелая.

Таким образом, тьютором может быть представитель сферы образования, но большой вопрос – найдутся ли желающие? О сложностях с введением новой должности рассказала директор специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада №76 Тюмени Ольга Бурова: «Совсем скоро наличие тьютора станет обязательным требованием, однако педагог, ставший тьютором и имеющий какую-либо квалификационную категорию, ее потеряет, потеряет педагогический стаж, а вместе с ним и продолжительный отпуск, он сократится с 56 до 28 дней. Еще один минус – рабочий день тьютора составляет семь часов, педагога коррекционного учреждения — пять часов. Получается, что высококвалифицированный педагогический работник лишается напрочь всех льгот педагога коррекционного образования».

Таким образом, вопрос, кто же будет работать тьютором, еще ждет своего разрешения.

И родители, и педагоги ждут изменения в системе образования. С сентября 2016 года в силу вступают Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, включая стандарты для обучения детей с РАС. На сайте Минобрнауки сообщается: «В настоящее время задача по созданию условий для получения образования детьми всех категорий ОВЗ в общеобразовательных школах является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства».

В нашем регионе уже разработан план по подготовке внедрения стандартов. Для координации деятельности по вопросам обучения детей с РАС готовится к подписанию соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности с Тюменской организацией «Открой мне мир». Она занимается помощью инвалидам и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра. В рамках соглашения будет проходить информационный обмен, совместное проведение круглых столов, семинаров, консультаций для родителей детей с РАС. Специальная начальная школа-детский сад №76 Тюмени определена ресурсным методическим центром.


 

Оставить комментарий


Авторизация